М Е Д И А Ц И Я

_______________________________________________________________________________________________________________________

Медиация активно применяется в финансовой сфере. Технологии посредничества востребованы и должниками и кредиторами. В ситуации, когда стороны обращаются за готовым решением в суд, такое решение не всегда может учитывать реальное положение и возможности должника, в отношении которого оно вынесено. Нередко стороны спора в судебном разбирательстве или арбитраже до самого последнего момента не понимают, в чью пользу будет вынесено решение. При верном использовании медиации решение может охватывать множество аспектов, что не всегда встречается при судебном разбирательстве. Медиация эффективна в случаях, когда в жизни добросовестных должников возникают сложности, быстро не решаемые. В этих случаях работа с эмоциональным аспектом спора сторон может качественно улучшить ситуацию. При этом сторонам надо понимать, что и для кредитора, и для  должника добровольное погашение долга или приемлемый способ реструктуризации - наилучший выход.

Кредитная медиация

Медиация как основа поступательного развития цивилизации. Доктрина медиации и право - неразрывно связанные друг с другом социальные явления. Для права характерны такие признаки как определенность и санкционированность. Доктрина медиации также санкционирована властями и тем самым приобрела черты определенности. В мире доктрина медиации воспроизводится в текстах официальных правовых источников. Не будучи воспроизведенной в тексте «традиционного» источника права и, не обладая в формально - юридическом плане необходимыми свойствами правового источника,  в понятном содержательном смысле такая  доктрина нередко сама является источником права. Как и право, медиация в общем смысле является единством равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. Медиация как особый процесс принадлежит к социальному миру. Вступая в процесс медиации люди должны соотносить свое поведение с поведением других и следовать определенным этическим стандартам. 

Доктрина медиации

Международная Посредническая Корпорация (IMC). International Mediation Corporation (IMC) является крупнейшей неформальной организацией. Сегодня посредничество становится все более приемлемым способом в перегруженных правовых системах по всему миру. Во многих странах медиаторы разрешают более 80%  споров и конфликтов. Любые экономические и политические свободы в гражданском обществе объективно предполагают наличие альтернативных методов разрешения споров. Глобальное применение посредничества обусловлено доступностью, простотой и универсальным характером медиации. Опытный посредник в состоянии приводить конфликтующие стороны к взаимопониманию в самых разнообразных сферах деятельности. Применение медиации вне государственной судебной системы и внутри нее не влечет для сторон негативных последствий, все формы посредничества функционируют за счет самих участников спора и не требуют затрат на их содержание.

Корпорация IMC

Правовой основой для использования в России процедуры медиации являются положение ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», и Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", а также соответствующие положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подготовка профессиональных медиаторов может осуществляться учреждениями высшего профессионального образования, имеющими центры повышения квалификации или дополнительного профессионального образования, а также специально созданными центрами подготовки медиаторов (обучающие центры). Подготовка медиаторов осуществляется обучающими центрами по утвержденным ими программам, разработанными на основе обязательных требований программы подготовки медиаторов, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Программа Министерства образования и науки Российской Федерации представлена в Приказе Минобрнауки РФ от 14 Февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов". Программа является типовой, т.к. предусматривает обязательный минимум знаний, необходимых для получения статуса профессионального посредника. Программа состоит из трех образовательных программ повышения квалификации:

 

Каждая из трех образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов.

В Программе содержится примерный перечень специализаций для подготовки медиаторов. Обучающие центры с учетом интересов слушателей могут вводить иные специализированные программы, не предусмотренные в типовой программе. Специализированная программа избирается слушателями самостоятельно.

Формы обучения медиаторов: очная с полным отрывом от основной работы, очная с частичным отрывом от основной работы. Обучение медиаторов по программе возможно в качестве повышения квалификации или в рамках дополнительного профессионального образования.

Контингент слушателей по программе подготовки медиаторов составляют специалисты с высшим профессиональным образованием.  Лица, не достигшие  возраста двадцати пяти лет, вправе пройти обучение с получением статуса профессионального посредника. Однако право осуществлять  деятельность медиатора на профессиональной основе  они получают после достижения двадцати пяти лет.


Требования к уровню освоения содержания программы

Слушатели, успешно обучившиеся и прошедшие итоговую аттестацию, должны обладать следующими компетенциями:

  • готовы принять нравственные обязанности по отношению к обществу, другим людям и самому себе;
  • обладают общими представлениями об альтернативном разрешении cпоров;
  • знают место и значение медиации в российской правовой системе; нормы гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права об альтернативных формах разрешения гражданско-правовых споров;
  • соблюдают основные принципы медиации (нейтральность, конфиденциальность, добровольность и равноправное участие сторон в переговорах);
  • умеют выявлять интересы сторон;
  • умеют преобразовывать конфликтные позиции в эффективные, партнерские;
  • умеют эффективно получать достоверную информацию, выявлять ложь;
  • умеют переориентировать стороны с противодействия на более конструктивные способы взаимодействия;
  • умеют помогать сторонам расширять и уточнять их видение ситуации;
  • владеют навыками убеждения, выработки оптимального решения, оценивать его эффективность и реалистичность;
  • владеют способами завершения медиации;
  • знают структуру конфликта, особенности его динамики, специфику конфликтов в разных сферах;
  • планируют и разрабатывают стратегию и тактику вмешательства в конфликт;
  • умеют определять медиабельность спора;
  • умеют подготовить медиацию и определить участников медиации. 

 

Основное содержание типовой программы подготовки профессиональных медиаторов

Медиация как форма урегулирования конфликтов и внесудебный способ разрешения споров.

Социокультурные основания и культурно-исторические контексты медиации. Медиация в современном мире: основные модели и тенденции развития. Понятие и правовые основы медиации в России. Медиация и иные способы примирительного разрешения споров. Медиация в системе способов урегулирования конфликтов и разрешения споров: основные особенности. Перспективы медиации в современном обществе. Медиация в различных видах юридической деятельности: возможности и ограничения. Медиация как технология. Базовые модели медиационных процедур.

 

Коммуникативные навыки медиатора. Коммуникация: понятие и формы. Техники эффективной коммуникации.

Основные представления о коммуникации. Коммуникация и общение. Структура коммуникации.

Коммуникация как процесс информационного взаимодействия. Аналитические компетентности в коммуникации. Установление контакта с собеседником: правила и техники активного слушания. Вербальное и невербальное взаимодействие. Умение слушать: правила и техники слушания. Организация и техники понимания. Условия эффективности коммуникации и типичные ошибки при организации диалога. Вопросы: понятие и функции, техники постановки вопросов. Искусство полемики: умение убеждать и работать с возражениями. Основные схемы и техники аргументации. Эмоциональные компетентности в коммуникации: установление контакта, преодоление негативных установок. Роль доверия в общении. Манипуляции в общении и защиты от манипуляций. Стили общения.

 

Навыки  медиатора по управлению конфликтом. Конфликт: понятие, структура анализа и техники управления.

Понятие и структура конфликта. Стадии развития конфликта. Оценка (конструктивных/деструктивных) перспектив конфликта. Приемы анализа прошедших, текущих и предстоящих конфликтов, контекстных характеристик, сценариев и последствий (конфликтное проектирование и конфликтное конструирование).

Управление конфликтом. Аналитические компетентности в работе с конфликтом. Рациональный и эмоциональный аспекты конфликта. Техники рационализации конфликта. Оформление позиций, выявления интересов и ресурсов участников конфликтных взаимодействий. Приемы позитивной кооперации – формирование отношений партнерства. Рациональные основания для принятия решения о поведении в конфликте и формирование конструктивной позиции по отношению к конфликту.

Техники психологического контакта и разворачивания продуктивной коммуникации. Техники регулирования эмоционального напряжения. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования, критическое мышление. Контроль негативных психологических состояний. Приемы управления собственным эмоциональным состоянием.

 

Переговорные навыки медиатора. Переговоры и переговорные техники в медиации.

Понятие и структура переговоров. Основания и условия эффективности переговорного процесса. Контексты и «переговорная история» взаимодействия сторон. Оформление переговорных позиций и выявление интересов сторон в переговорах. Техники работы с интересами сторон: стратификация и приоритеты. Стратегии и тактики переговоров. Способы интеграции интересов сторон в переговорах. Аргументация и риторика в переговорном процессе. Организация и стадии переговорного процесса. Проектирование, подготовка и ведение переговоров. Техники и тактики управления переговорным процессом: конкуренция и кооперация в переговорном процессе. Проектирование постпереговорных отношений сторон. Требования к оформлению результатов переговоров. Психологические компетентности в переговорах.

 

Правовое регулирование медиации.

Российское законодательство о медиации: общая характеристика и перспективы его развития. Соотношение российского законодательства с Типовым законом ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре».

Законодательство зарубежных стран о посредничестве. Основные модели правового регулирования посредничества.

Правовое регулирование посредничества в США. Законодательство штатов о посредничестве. Единообразный закон США о посредничестве и его влияние на законодательство штатов. Правила судов о применении посредничества. Посредничество и мировая юстиция США.

Правовое регулирование посредничества в отдельных европейских государствах (Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Австрия).

Согласительные регламенты отдельных организаций и постоянно действующих третейских судов.

 

Общие положения о проведении процедуры медиации

Медиация как процедура: понятие, стадии медиации.

Субъекты процедуры медиации: понятие, классификация.

Стороны процедуры медиации: понятие, права и обязанности.

Иные лица, принимающие участие в процедуре медиации: состав, правовое положение.

Условия применения медиационной процедуры. Особенности применения процедуры медиации до обращения в суд или третейский суд. Особенности применения процедуры медиации после обращения в суд или третейский суд, правовые последствия.

Предложение об обращении к процедуре медиации: понятие, требования к форме и содержанию, правовые последствия.

Соглашение о применении процедуры медиации: понятие, правовая природа. Требования к форме и содержанию соглашения о применении процедуры медиации. Правовые последствия заключения соглашения о применении процедуры медиации. Правовые последствия несоблюдения соглашения о применении процедуры медиации. 

Сроки проведения процедуры медиации.

 

Принципы медиации.

Принципы медиации: понятие, система, классификация.

Организационные принципы: добровольность, нейтральность, профессионализм медиатора.

Функциональные принципы: равноправие сторон, конфиденциальность, сотрудничество, процедурная диспозитивность.

Принцип добросовестности исполнения медиативного соглашения.

 

Субъекты, обеспечивающие проведение процедуры медиации.

Медиатор как субъект  процедуры медиации. Профессиональные компетентности медиатора. Функции медиатора. Требования, предъявляемые к медиатору. Правовой статус медиатора и формы организации его деятельности.  Порядок назначения или избрания медиатора. Со-медиация: порядок взаимодействия медиаторов. Ответственность медиатора.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации: правовое положение, роль в организации и проведении процедуры медиации. Объединения организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации: формы, цели деятельности.

 

Саморегулируемые организации медиаторов.

Саморегулируемые организации медиаторов: порядок создания, предъявляемые требования, функции. Членство в саморегулируемых организациях медиаторов. Структура саморегулируемых организаций медиаторов:  коллегиальные органы управления и специализированные органы. Роль саморегулируемых организаций медиаторов в формировании стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов.

 

Подготовка к проведению медиационной сессии.

Подготовка к проведению медиационной сессии как самостоятельная стадия медиации, ее цели и задачи. Действия, совершаемые на стадии подготовки к медиационной сессии.  Определение медиабельности случая.

Соглашение о проведении процедуры медиации: понятие, правовая природа, требования к форме и содержанию. Заключение соглашения.

 

Проведение медиационной сессии.

Проведение медиационной сессии как самостоятельная стадия медиации, ее цели, задачи. Этапы медиационной сессии. Функции медиатора. Действия, совершаемые медиатором.

Открытие медиационной сессии: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.

Презентация сторон: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.

Определение тем для переговоров: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.

Индивидуальная работа со сторонами: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.

Формулирование предложений по урегулированию конфликта: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Участие медиатора в формулировании предложений по урегулированию спора.

Заключение медиативного соглашения: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Медиативное соглашение: правовая природа, понятие, требования, предъявляемые к форме и содержанию, правовое значение и правовые последствия. Влияние медиативного соглашения на динамику развития гражданских процессуальных, арбитражных процессуальных правоотношений.

 

Завершение медиации.

Стадия завершения медиации: цели, задачи, совершаемые действия.

Прекращение процедуры медиации: основания, процедура, последствия. Особенности прекращения процедуры медиации без заключения медиативного соглашения.

Обеспечение возможности принудительного исполнения медиативного соглашения. Утверждение медиативного соглашения в качестве мирового соглашения судом или третейским судом при проведении медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда.

Нотариальное удостоверение медиативного соглашения.

Исполнение медиативного соглашения: принципы, роль медиатора.

 

Применение медиативных технологий в определенной сфере общественных отношений.

Классификация и общая характеристика конфликтов в определенной сфере общественных отношений.

Особенности переговорных и медиационных технологий в определенной сфере общественных отношений.

 

Применение медиационных технологий в нотариальной практике.

Медиация в системе комплексного оказания правовой помощи нотариусами. Основные направления интеграции медиации в нотариальную деятельность.

Медиационные технологии при урегулировании споров, возникающих в связи с заключением,  изменением и прекращением  договора ренты.

Медиационные технологии в урегулировании споров по наследственным делам.

Медиационные технологии по спорам, возникающим из алиментных обязательств (соглашение об уплате алиментов).

Медиационные технологии по спорам, возникающим в связи с заключением, изменением и прекращением брачного договора.

Медиационные технологии, применяемые по делам о разделе совместно нажитого имущества супругов.

Медиационные технологии, применяемые в иных видах нотариальной деятельности.

 

Применение медиационных технологий в судебной деятельности.

Медиация в системе процессуальной деятельности суда, направленной на примирение участников гражданского, арбитражного процесса. Модели интеграции медиации в судебные процедуры.

Применение медиационных технологий при подготовке дела к судебному разбирательству, в судебном разбирательстве, при проверке судебных актов.

Применение медиационных технологий при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел: корпоративные споры; споры, вытекающие из гражданских правоотношений; семейные, трудовые, жилищные, земельные  споры.

 

Особенности проведения медиации при урегулировании споров, возникающих в корпоративной деятельности.

Медиация в корпоративной деятельности: возможности и ограничения.

Применение медиационных технологий при урегулировании внутрикорпоративных конфликтов.

Медиационные технологии в урегулировании споров, связанных с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ.

Медиационные технологии по спорам, связанным с оспариванием решений органов управления хозяйственных обществ и товариществ.

Медиационные технологии по спорам, связанным с возмещением убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом и (или) применении последствий недействительности таких сделок.

Медиационные технологии, применяемые при урегулировании иных корпоративных споров.

 

Особенности проведения медиации при урегулировании споров, возникающих из семейных отношений.

Использование медиации при урегулировании семейных конфликтах. Предпосылки для возникновения семейной медиации. Значение и возможности семейной медиации.

Классификация семейных конфликтов. Варианты медиативных процедур при разрешении семейных конфликтов.

Деятельность органов опеки и попечительства, суда и других органов при проведении медиации в семейных конфликтах.

Особенности проведения медиации в спорах между супругами. Со-медиация по гендерному признаку.

Отдельные аспекты медиации по спорам о разделе общего имущества супругов.

Ребенок как полноправный субъект права. Учет интересов детей при проведении медиации. Введение в детскую психологию.

Привлечение специалистов (детских психологов и т.п.) при проведении семейной медиации.

Особенности проведения медиации по спорам, связанным с воспитанием детей.

Медиация по спорам о взыскании алиментов.

 

Особенности применения медиационных технологий в деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов.

Применение медиационных технологий при интервьюировании и консультировании клиентов.

Медиация на досудебном этапе урегулирования правового спора.

Применение медиационных технологий в интегрированной медиации.

Применение медиации при исполнении судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.

Применение медиационных технологий при разрешении отдельных категорий гражданских дел: в корпоративных спорах; спорах, вытекающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных правоотношений; спорах, вытекающих из административных правоотношений и др.

 

Особенности применения медиационных технологий в адвокатской деятельности.

Место медиации в системе оказания правовой помощи адвокатами.

Особенности применения медиационных технологий в адвокатской деятельности.

Применение медиационных технологий при интервьюировании и консультировании клиентов.

Медиационные технологии при проведении переговоров адвокатами.

Применение медиационных технологий при оказании адвокатами помощи по защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Информирование граждан и организаций о возможности урегулирования спора в рамках процедуры медиации.


Медиации - образ жизни, где медиатор не судит спорящие стороны и своими действиями демонстрирует технологии появления жизнеспособных решений. Спектр приемов и методов процесса медиации ни чем не ограничен. Доктрина медиации учит жить в конфликте без разрушения отношений, использовать конфликт для развития и извлекать из него выгоду. Медиация может стать вашей профессией или незаменимым дополнением к вашему основному виду деятельности. Медиативное восприятие окружающего мира поможет вам научиться конструктивно вести себя в любой ситуации и повысить свои интеллектуальные преимущества в социальном пространстве.

Разрешение споров с помощью средств Internet медиации. Применение возможностей интернет технологий в медиации обеспечивает доступность процедуры, что особенно актуально для России в связи с ее географическими реалиями - труднодоступными районами и огромными территориями. Для некоторых категорий граждан, которые в силу различных причин не могут находиться непосредственно на месте разрешения спора, мгновенность передачи сообщений посредством сети интернет позволяет сделать процесс медиации более эффективным, разрешать разногласия в течение нескольких дней, часов и даже минут. В Internet медиации нет необходимости совершать длительные дорогостоящие поездки, а участвовать в урегулировании разногласий можно в любое удобное время, в любом месте (в том числе в самолете, поезде, автомобиле) и с любого компьютера в мире. Стороны конфликта могут урегулировать любой спор, направив медиатору заявление по форме, размещенной на этом сайте.

Internet медиация

Чтобы преодолеть "нет", надо понять, что стоит за этим ответом. Откуда у оппонента такое нежелание сотрудничать? Легче всего предположить, что твердокаменность, агрессивность - это свойства натуры, и изменить поведение такого человека практически невозможно. Однако вы можете повлиять на него, если сумеете разобраться во внутренних мотивах его поведения. За нападками может скрываться враждебность. За жесткой позицией - страх и недоверие. Убежденный в своей правоте, оппонент может отказаться слушать. Представляя мир по принципу "не ты, так тебя", он, пожалуй, сочтет допустимыми любые грязные приемы - чтобы защититься или отомстить. Оппонент может уходить в глухую оборону или бросаться в атаку вовсе не из сумасбродства, а просто потому, что по-другому  он не умеет. Он пользуется тактикой, усвоенной еще в детстве, во время игр в песочнице. Даже сознавая возможность переговоров в конструктивном духе, он всегда и везде может и хочет пренебречь ей. 

У.Юри. Преодолевая нет

Альтернативное Разрешение Споров - это группа процессов. Посредством АРС решаются споры, конфликты и дела не прибегая к судебным разбирательствам. Они же включают в себя переговоры, медиацию, арбитраж, все технологии оценки дела и частного судейства. Все эти процессы были разработаны и усовершенствованны для того, чтобы помочь вовлеченным в конфликты сторонам прийти к обоюдному согласию в решении дела. Любой из других процессов АРС, предоставляющий помощь, так же успешен в эффективном разрешении дела. Первоначально АРС были предназначены для облегчения перегруженной юридической системы. Юристы обнаружили, что использование АРС может принести больше пользы, чем справедливость. Так, например, в процедурах АРС стороны могут сами принимать участие в формулировке решения. Более того, дело может быть урегулировано решениями, которые традиционная юриспруденция не может обеспечить.

Основы АРС в США

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

 Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

 Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

 Функции медиации

.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений.

Закон РФ от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

 Всеобщая декларация прав человека

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров…

Директива 2008/52/ Европейского Союза

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения…

Европейский кодекс для медиаторов

.

Copyright © vsgfond, 2011-2013

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz